Психологический базис политических идеологий  

Психологический базис политических идеологий

Отдельное направление исследований идеологий связано с поиском их психологических оснований. В русле этого направления утверждается, что изучение идеологий в рамках таких дисциплин, как история, политические науки, социология, дает позитивные ре­зультаты, однако ряд важных составляющих анализа остается за кадром. С одной стороны, идеологии дете­рминируются реакциями конкретных индивидов на политические и социальные условия. С другой сторо­ны, идеологии как совокупность установок, разделя­емых людьми, являются продуктом сознания. Другими словами, идеологии можно рассматривать как явле­ния, имеющие в своей основе психологические со­ставляющие.

Одним из широко известных проектов этого на­правления является исследование «авторитарной лич­ности», которое проводилось Т. Адорно и его кол­легами16. Исходный замысел психологов состоял в поиске личностных характеристик, которые спо­собствуют предрасположенности индивида к приня­тию фашистской идеологии, а также выявлению особенностей личностной динамики, обусловливающих подобные установки. В ходе эмпирического анализа использовались так называемые F- шкалы. Последние были образованы совокупностью шкал антисемитиз­ма, политико-экономического консерватизма (под­держка сложившегося статус-кво в интересах предста­вителей бизнеса), этноцентризма (идентификации с представителями «своей группы» и неприятия «чу­жих», например мигрантов или чернокожих). В соот­ветствии с концепцией авторов эти три характерис­тики коррелируют между собой и объединяются по­средством более общего, интегрального показателя личностных диспозиций, определяемого как синдром авторитаризма.

Среди особенностей авторитарных убеждений на­блюдались высокий уровень озабоченности пробле­мами власти; стереотипность мышления; жесткое сле­дование «конвенциональным», т. е. доминирующим, ценностям; неприятие перемен; подчинение власти и поддержка санкций по отношению к нарушителям существующего порядка; положительное отношение к созданию барьеров, минимизирующих «чужое влия­ние», и некоторые другие характеристики.

Последующие исследования были связаны с ви­дением авторитаризма как проявления сущностных характеристик мышления как левого, так и правого политического спектра, как идеологии в целом. В этой связи была выдвинута концепция догматизма, предложенная М. Рокичем. Для догматически мыс­лящего индивида свойственна относительно «замк­нутая система убеждений», закрытость по отношению к новым идеям, низкий уровень терпимости17. Из­вестны также работы X. Айзенка, посвященные концептуализации и эмпирическому обоснованию жест­кого (авторитарного) и мягкого (либерального) ти­пов или стилей мышления в отношении политики18. Анализ проводился в пространстве двух координат­ных осей: знака политических идеологий (лево-пра­вой) и социально-классовых параметров. Айзенк при­шел к выводу, что фактор социально-классовой принадлежности позволяет наиболее точно предска­зывать характер политического мировоззрения. Не­зависимо от того, являются ли ориентации респондентов левыми или правыми, представителям ра­бочего класса в значительной степени свойствен жесткий тип мышления, тогда как представители среднего класса обладают мягким, или либеральным, мышлением.



Впоследствии упомянутые психологические подхо­ды были подвергнуты серьезной критике. В частности, отмечалась неадекватность индикаторов-ценностей, используемых в F-шкалах Адорно19. Повторные иссле­дования фиксировали недостаточную надежность эм­пирических процедур, когда изменение формулиро­вок и порядка переменных приводит к существенному изменению результатов в сторону ослабления прояв­ления авторитаризма20. Были подвергнуты сомнению интерпретации, объясняющие политические установ­ки исключительно личностными и статусными харак­теристиками21.

Исследования психологических особенностей со­знания, опосредующих политические ориентации, продолжались и в дальнейшем. Было выявлено, напри­мер, что радикалы зачастую более импульсивны, чаще испытывают потребности в автономии, изменениях. Для консерваторов характерна тяга к порядку, приня­тию социальной реальности; готовность к помощи оказавшимся в сложном положении; стремление из­бежать возможных ситуаций, когда наносится вред другому22. Индивиды, разделяющие радикальные на­строения, оказываются также более мобильными, в большей степени ориентированными на поиск чувственных переживаний. Консервативно ориенти­рованные индивиды зачастую стараются сохранить свою анонимность, среди них шире, чем в других группах, распространена боязнь смерти23.


9566034346466875.html
9566073301589198.html

9566034346466875.html
9566073301589198.html
    PR.RU™