Ролевая теория поведения руководителя  

Ролевая теория поведения руководителя

Генри Минтцбергер, используя метод, названный структурированным наблюдением, выделил десять управленческих ролей менеджера. Эти роли сгруппированы в три основные категории: межличностные, информационные и решающие роли.

Что собой представляют межличностные роли?

Каждый руководитель фирмы обладает юридической властью. Этим обусловлены его межличностные контакты с руководителями других предприятий во время переговоров и подписания контрактов, а также с подчиненными (приказы, устные и письменные распоряжения, совещания и т.п.). При этом менеджер выполняет роль номинального начальника. Каждый эффективный руководитель фирмы должен быть лидером в стратегическом развитии, способным мотивировать своих сотрудников на достижение долговременных целей. Это возможно осуществить при наличии стратегического ресурса.

Для успешного долговременного развития менеджер создает команду управленцев и делегирует каждому из руководителей среднего звена управления ответственность за определенное направление. При этом руководитель фирмы выполняет роль связника, обеспечивая успешное взаимодействие в команде управленцев и открытые каналы общения с подчиненными, т.е. передачу информации сверху вниз и снизу вверх.

Что собой представляют информационные роли?

Руководитель фирмы должен обобщать несистематизированную информацию, определять, что необходимо из потока информации для долговременного развития, что требуется для руководителей среднего звена управления. На многих преуспевающих фирмах обработкой информации занимается ассистент руководителя фирмы либо привлеченный специалист-консультант по управлению (разработчик информационной системы). Это сложная, трудоемкая роль нервного центра.

Помимо этого руководитель должен организовать передачу своевременной информации специалистам фирмы, а также партнерам, заказчикам и поставщикам.

Что собой представляют решающие роли?

Отличительной особенностью преуспевающих менеджеров является открытая позиция к нововведениям, склонность к разумному риску. При этом руководители фирм выполняют роль предпринимателя.

Невозможно все предусмотреть в будущем. Поэтому, занимаясь стратегическим планированием, эффективный менеджер готов к внешним изменениям, ситуационному управлению. Ситуационный ресурс позволяет руководителю фирмы выступать ликвидатором нарушений. Необходимо отметить, что достаточно редко можно встретить руководителя фирмы со сбалансированным стратегическим и ситуационным ресурсом. Баланс стратегического и ситуационного ресурса возможен при равномерном развитии левого и правого полушарий мозга (таблица 2.1).



Таблица 2.1. Функции полушарий головного мозга

Левое полушарие (ситуационный ресурс) Правое полушарие (стратегический ресурс)
Аналитически-логическое мышление Речь Логичность Способность систематизировать Точность Конкретность Способность управлять по ситуации Интуитивно-творческое мышление Интуиция Творчество Способность мотивировать Образность Вдохновение Способность генерировать новые идеи

Поскольку в нашей системе распределения не было необходимости в стратегическом планировании, у многих наших руководителей стратегический ресурс незначителен. Да и система образования до сих пор развивает личность однобоко, с доминирующим левым полушарием (ситуационным ресурсом).

К решающим ролям также относятся распределение ресурсов и вознаграждение работников за результаты.

И, наконец, каждому руководителю фирмы приходится принимать решения при выборе надежных внешних партнеров, при защите интересов предприятия, выполняя роль посредника.

Таким образом, целостный образ менеджера предусматривает исполнение всех перечисленных ролей. Часто эффективные менеджеры делегируют ответственность нервного центра, распределителя, ликвидатора нарушений и посредника руководителям среднего звена управления.

Как функциональный, так и ролевой подходы к менеджменту бизнесом являются ценными для деятельности менеджеров. Управленческие функции позволяют классифицировать предпринимательские задачи. Ролевой подход подчеркивает, что менеджмент бизнесом менее рационален и систематизирован, чем это подразумевает функциональный подход.



По оценке ведущих консультантов, использующих функциональный и ролевой подходы к менеджменту, любой бизнес будет успешным, если он концентрирует свое внимание на поиске и развитии людей, которые:

1) обладают восемью основными качествами (характер, инициатива, желание служить людям, интеллект, осведомленность, предусмотрительность, предвидение и гибкость);

2) концептуально и стратегически мыслят;

3) руководят бизнесом с учетом социальных изменений;

4) могут помочь бизнесу справиться с правительственным регулированием;

5) эффективно управляют человеческими ресурсами.


9568349222034712.html
9568420425405169.html

9568349222034712.html
9568420425405169.html
    PR.RU™