Write( -500) -500

Write(3 + 2) 5

Пояснения: Можно печатать не только числа, но и результаты вычисления арифметических выражений

Write(3 * 2) 6

Знак * обозначает умножение

Write(2 * 2 - 1) 3

Write( 'Хорошо!' ) Хорошо!

Текст, в отличие от чисел и выражений, нужно брать в одинарные кавычки

Write( 'Я изучаю Паскаль' ) Я изучаю Паскаль

Write( 3+2 , 4+4) 58

Это не пятьдесят восемь, а два числа: пять и восемь. “К сожалению”, они расположены вплотную друг к другу. Чуть ниже вам станет ясно, как преодолеть этот “недостаток” оператора Write.

Write( 'Это' , 4+4 , 'кошек' ) Это8кошек

Как видите, один оператор Write может выводить сразу несколько элементов. Элементы нужно отделять друг от друга запятыми. В этом примере - три элемента: 1)текст 'Это' 2)выражение 4+4 3)текст 'кошек' . Все элементы выводятся в одну строку вплотную друг к другу. Если вся информация, выводимая оператором Write, не умещается в одну строку, то не уместившаяся часть автоматически выводится с начала следующей строки.

Самое трудное для новичка – не путать запятые и кавычки, находить элементы и отличать текстовые элементы от чисел и выражений. Совет: сначала найдите внутри скобок запятые. Рассмотрим пример:

Write ( 8, 'котят',3*3,'щенят' ) 8котят9щенят

Здесь запятых три, значит элементов четыре. Вы легко заметите эти элементы, если представите себе, что запятые - это стены, разделяющие элементы.

8 'котят' 3*3 'щенят'

Теперь, чтобы отличить текстовые элементы от прочих, обратим внимание, что они заключены в кавычки.

'котят' 'щенят'

Еще пример:

Write ( 'Это',4 +4, 'кошек' ) Это8кошек

Как видите, результат не зависит от количества пробелов (пропусков, пустых мест) снаружи от текстовых элементов, взятых в кавычки. Но пробелы, встретившиеся внутри кавычек, отображаются на экране:

Write( 'Это',4+4,'ко шек' ) Это8ко шек

Write( 'Это ',4+4,' кошек' ) Это 8 кошек

Write( '16+16=' , 16+16) 16+16=32

Здесь два элемента : текст '16+16=' и выражение 16+16 . Несмотря на то, что текст очень похож на выражение, компьютер узнает его по кавычкам и не вычисляет, а просто воспроизводит, как записано - 16+16= . Любой элемент, заключенный в кавычки, Паскаль считает текстом.

Write( 3+2 , ' ' , 4+4) 5 8

Здесь три элемента. Второй элемент - текст, состоящий из двух пробелов - ' ' . В тексте можно использовать любые символы, имеющиеся на клавиатуре.

Задание 2: Изобразите на листке бумаги в клетку (один символ – одна клетка), что напечатает оператор Write(‘12’, ‘5 + 1’, 5 + 1, ‘=’, 120+21)

Первая программа на Паскале

Конечно, кроме оператора Write в Паскале есть еще много операторов. Но для начального понимания того, как устроена программа на Паскале, достаточно и его. Вот пример программы:



BEGIN
Write('Начали!');
Write(8+1);
Write(5-2)

END.

Вы видите, что программа состоит из трех операторов Write, записанных друг за другом. Кроме них, программы на Паскале содержат "знаки препинания" - в нашем случае это служебные словаBEGINи END, точка с запятой и точка. Слова BEGIN и END в нашей программе не являются, в отличие от Write, приказами на выполнение каких-либо действий по выполнению задания.

Пока примем такие правила расстановки "знаков препинания":

1. BEGIN будем ставить в начале программы, чтобы компьютеру было видно, откуда она начинается. (Это правило мы очень скоро уточним). BEGIN переводится НАЧАЛО, читается "би'гин".

2. END с точкойставится в конце программы, чтобы компьютеру было видно, где она кончается. END переводится КОНЕЦ, читается "энд".

3. Точкой с запятойнеобходимо отделять операторы друг от друга. Служебные слова BEGIN и END от операторов точкой с запятой отделять не нужно.

Итак, программа на Паскале, как и на многих языках, состоит из последовательности операторов, выполняемых компьютером в порядке записи. Так, выполняя нашу программу, компьютер сначала выведет на экран слово Начали! , затем число 9, затем число 3. На этом работа программы завершится. На экране мы увидим Начали!93

Программу совсем не обязательно записывать в столбик, можно и в строчку, лишь бы было ясно, в какой последовательности записана информация:

BEGIN Write( 'Начали!') ;
Write( 8 +1 ) ;Write( 5

-2) END.

Эта программа записана правильно и, с точки зрения компьютера, не менее изящно, чем предыдущая.

Неважно также, какими буквами - заглавными или строчными, полужирным шрифтом или обычным - записаны названия служебных слов и операторов.

bEgin WriTe( 'Начали!') ; write( 8+1) ;WRITE( 5-2) enD.

Я для более легкого чтения программ буду выделять полужирным шрифтом некоторые из служебных слов (список всех служебных слов вы найдете в 11.2) и другие общеупотребительные слова Паскаля.

Кроме вышеупомянутых элементов программа на Паскале может содержать комментарии. Это - любые пояснительные тексты, взятые в фигурные скобки. Во время выполнения программы компьютер не обращает на них внимания, они ему не нужны, а нужны программисту для более легкого понимания своей программы. Пример:



BEGIN

Write('Начали!'); {Это приказ напечатать слово «Начали!»}
Write( 8+1) ;
Write( 5-2) {А здесь компьютер из 5 вычтет 2 и напечатает результат}
END. {Не забыть бы точку}

Не забывайте брать комментарии в фигурные скобки, иначе компьютер подумает, что это операторы, не поймет их и сообщит вам, что у вас в программе ошибка. Правда, есть одно исключение, когда компьютер воспринимает заключенную в фигурные скобки информацию, как директиву на выполнение кое-каких действий, но об этом поговорим позже, в 15.2.


9570009525505465.html
9570046638852705.html

9570009525505465.html
9570046638852705.html
    PR.RU™