Основные направления и типологические характеристики русской философии

Основные этапы развития русской философии:

1. 9 – 17 века – возникновение теоретического мышления, становление категориального аппарата философии.

2. 18 век – отделение философии от религии, утверждение ее как теоретической науки.

3. 19 – начало 20 века – фундаментальные разработки философских проблем.

4. 20 век – русская религиозная философия, философия русского космизма, марксистско-ленинская философия.

Характерные черты русской философии:

1. Духовные силы человека рассматривались в единстве и целостности: чувственные, рациональные, эстетические, нравственные и религиозные.

2. Философия истории изучает русское прошлое, общенациональные особенности «русской души».

3. Главная проблема философии – проблема жизни человека, ее цели и смысл.

4. Приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе любви к Богу получило название соборности – это основа для развития политических и правовых идей.

5. Философия носит прикладной характер и стремясь быстрее преобразить российскую действительность.

6. В контексте философии возникает русский марксизм (Г. В. Плеханов и В. И. Ленин) который отразил сложности развития России на рубеже веков и привел к изменению общественно-политического строя.

На первом этапе развитие философской мысли идет осмысление духовности православия в условиях русской национальной жизни происходит становление личностного самосознания. Первыми русскими мыслителями, начавшими разрабатывать философские проблемы, были:

1.Митрополит Илларион, который рассматривал в сочинении «Слово о законе и благодати», вопросы истории человечества и закономерностей его изменения, распр. христианства на русских землях;

2. В. Мономах создает систему политической морали, разработал идеи индивидуальной неповторимости каждого человека нравственного содержания поступков;

3. А. Рублев через иконопись представляет свою концепцию троичности Бога, мироздания, взаимоотношения духовного и телесного, жизни и смерти.

Второй этап в русской философской мысли 18 века выделяет гуманистические направления, руководствовавшиеся государственными идеями и интересами. Основные представители В. Н. Татищев, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков. М.В. Ломоносов (1711 – 1765) представитель механистического материализма, развивает гелиоцентрическую систему Дж. Бруно, пытается преодолеть разрыв между эмпиризмом и рационализмом гносеологии.

Третий этап 19 век происходит формирование русского национального философствования и развитие русской религиозной философии, а также русского Ренессанса на рубеже 19-20 веков. П. Я. Чаадаев (1792-1856) подымает центральную проблему развития России и взаимоотношения «Россия – Запад). Он впервые связал вопросы сознания, культуры и смысла истории в единую проблему человеческого в историософии, которая имеет иерархическую структуру, где на вершине Бог. Исторические воззрения Чаадаева тесно связаны с критикой России, которая, по его мнению, выпала из того исторического пути, по которому шел христианский запад.



В 19 веке в русской философии оформилась проблема определения сущности национального самосознания, места и роли национальной культуры в мировой истории, самобытности русского народа. В решении этой проблемы выделились 2 течения: западники и славянофилы.

Западники (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Т. А. Грановский, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский), анализируя экономические, политические и культурные отставания России от мировой цивилизации делают вывод о дальнейшем развитии России через повторение пути Европы.

Славянофилы (П. В. Киршевский, А. С. Хомяков, Н. И. Данилевский, братья Аксаковы) акцентировали свой внимание на самобытности и неповторимости культуры России и делали вывод, что для развития России характерны «Соборность и способность самобытного пути развития».

В. С. Соловьев разработал философию всеединства. Всеединство есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примирение и гармонию всех элементов и стихий бытия. Концепция Соловьева объединяет в себе существование знания, веру, нравственность, красоту и становится отправной точкой для формирования «нового религиозного сознания»

Четвертый этап рассматривает проблемы нравственного совершенствования человека. Л. Н. Толстой – основные темы размышления: смысл, жизни, смерть и бессмертие, вера и атеизм человека живущего в культуре. Главное зло для человека заключается в насилии. Выдвигает «теорию ненасилия», для которой характерно:



1. Не делать никому насилия и не готовиться к нему.

2. Не участвовать в насилии.

3. Не одобрять насилия.

Ф. М. Достоевский (1821-1881) исследовал человека, проблему человеческого сознания, его социальную детерминированность и иррациональность, истоки кот. находятся в глубине сознания факторов природного космоса, влияющих на человека. Носителем религиозно-нравственных идеалов является народ.

Н. А. Бердяев (1874-1948) русский религиозный философ, исследует смысл существования человека и смысл бытия в целом. Личность постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремится ее поработить. «Человек – винтик системы» и выдвигает центральную проблему – проблему свободы. Свобода основа мироздания и ключ к объяснению природы человека. В структуре человеческих ценностей свобода совести, мысли и творчества – главная в жизни человека. Божественное начало присуще человеку. «Самой гениальной идеей Бога была идея человека. Самой гениальной идеей человека был Бог». Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма. Концепция богоискательства представлена в работах С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.А.Франко, С.Н.Трубицкого, Е.Н.Трубицкой. Их характеризуют попытки соединения теологии, философии и естествознания, при чем философия и естествознание обретают гармонию и создают гармонию между верой и знанием.

В русском космизме можно выделить два течения:

1. Философско-религиозное

2. Естественнонаучное.

Представитель философско-религиозного космизма Н.Ф.Федоров провозглашает общечеловеческие задачи ноосферного выбора: управление природой; победа над стихийными силами – голодом, болезнью, смертью.

Естественнонаучное течение космизма В.Вернадский развивает учение о биосфере и ноосфере, где центральное место занимает человеческий разум.

А.Л.Чижевский доказал, что развитие биосферы происходит не только под воздействием сил планеты, но и под влиянием солнечной активности, которая приводит к взрывам социальной активности.

Н.Г.Холодный (1882-1953) развивает философию антропокосмизма.

К.Э.Циалковский (1857-1935) развивает философию космизма.


9571248790978417.html
9571285118995564.html

9571248790978417.html
9571285118995564.html
    PR.RU™