Лицензирование как форма государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности. Цели и принципы лицензирования.

В целях обеспечения единства экономического пространства в Российской Федерации осуществляется государственное регулирование предпринимательской деятельности. Одной из форм такого регулирования является лицензирование, установленное Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8.08.2001г. N 128- ФЗ. Федеральный закон провозгласил следующие принципы осуществления лицензирования:

- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

- установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

- установление лицензионных требований и условий положениями лицензирования конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В лицензионной деятельности отчетливо прослеживаются два параллельных направления: выдача лицензии и контроль над соблюдением лицензионных требований и условий. Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений, представленных соискателем лицензии в заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В настоящее время лицензии выдаются на девяносто восемь видов деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. За рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Устанавливают обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Срок действия лицензии на настоящее время не может быть менее чем пять лет, а раньше, до принятия этого закона он составлял три года. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Правительство Российской Федерации в соответствии с основными направлениями внутренней политики государства:



- утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

- определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

- устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Применительно к лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности одним из самых сложных является вопрос об основаниях признания той или иной деятельности, подлежащей лицензированию. Главное, что ни в одном из актов, предусматривающем лицензирование, не дано обоснование, почему, в силу каких объективных или субъективных причин этот вид деятельности нужно лицензировать. В этой связи в плане совершенствования законодательства можно предложить рассматривать в качестве критериев признания того или иного вида деятельности, подлежащего лицензированию, наличие публичного интереса в отношении рассматриваемого вида деятельности. Этот интерес может обосновываться следующими соображениями:

- деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении (таковой является, например, захоронение отходов, сбросы загрязняющих веществ и проч.);

- деятельность вовлекает в свою среду неограниченный круг участников, включая их имущество, в производство (инвестиционные фонды, банковская деятельность и др.);

- деятельность является слишком доходной и подлежит в связи с этим повышенному налогообложению и дополнительному контролю (например, производство, хранение и оптовая продажа алкогольной продукции). В системе лицензирования можно условно выделить два вида лицензионных объектов:



- собственно хозяйственная деятельность, которая не ограничена количественными критериями (например, строительство, перевозки и другие виды предпринимательства);

- отдельные хозяйственные операции, исчерпывающиеся однократным действием и имеющие количественные признаки (например, перевод капита-284ла из Российской Федерации, практически весь экспорт и импорт сырья, технологий, научно- технической информации, лов рыбы, добыча животных и проч.).

Дальнейшее развитие лицензирования как формы государственного регулирования получит в связи с вступлением России в ВТО. Предприниматели надеются, что их российские лицензии будут соответствовать мировым стандартом.

48. Налоговый контроль: понятие, цели и принципы. Органы налогового контроля и их полномочия. Формы налогового контроля.

Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально-обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов налогообложения. В широком смысле налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).

В соответствии с законодательством налоговый контроль в РФ осуществляют следующие органы: налоговые органы; таможенные органы;

· органы государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 82 НК РФ должностные лица таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения в пределах своей компе­тенции:

· таможенные органы - за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ;

· органы государственных внебюджетных фондов - за полнотой и своевре­менностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.

Отдельно следует сказать о роли Федеральной службы налоговой полиции России (ФСНП России), которая не относится к органам, непосредственно осу­ществляющим налоговый контроль, и исполняет вспомогательные фун­кции по обеспечению соответствующей деятельности должностных лиц налоговых органов. Органы ФСНП России по запросу налоговых орга­нов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопас­ность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные про­верки, и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок.

В процессе осуществления налогового контроля налоговые органы ак­тивно взаимодействуют с органами ГТК РФ, ФСНП России, государ­ственных внебюджетных фондов и другими входящими в систему ис­полнительной власти органами специальной компетенции - министер­ствами, службами, ведомствами. Правовой основой такого сотрудниче­ства выступают нормы налогового законодательства, а практическая координация действий осуществляется на основании заключенных между ними публично-правовых договоров -соглашений. Указанные органы ин­формируют друг друга об имеющихся материалах о нарушениях зако­нодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о приня­тых мерах по их пресечению, о проводимых налоговых проверках, обмениваются другой несводимой информацией.

На сегодняшний день заключены, например, следующие соглашения:

между МНС РФ и ГТК РФ №№ БГ-15-11/1222, 01-11/15581 о взаимном информационном обмене (утв. МНС РФ и ГТК РФ 08.06.2000 , с измен, на 16.10.2000);

по информационному взаимодействию между Пенсионным фондом РФ и МНС РФ от 12.07.2001 №№ 16-1-С, БГ-16-05/74 (утв. 12.07.2001) и др. Порядок обмена информацией между территориальными органами феде­рального казначейства Минфина РФ и налоговыми органами в ходе ис­полнения доходной части федерального бюджета утвержден совместным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 21.02.2001 №№ 14н, БГ-3-09/51.

Порядок взаимодействия МНС РФ и ФПС РФ регламентируется соответствующей инструкцией, утвержденной совместным приказом ФПС РФ и МНС РФ от 25.12.2000 №№ 680, БГ-3-34/455.

4. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл. 14 НК РФ.

Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. При этом непосредственными целями налогового контроля являются:

- выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;

- предупреждение их совершения в будущем;

- обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

Для достижений указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля:

- налоговые проверки;

- получение объяснений фискально обязанных лиц;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

- контроль за расходами физических лиц и др.

В процессе осуществления указанных форм налогового контроля про­изводятся проверки и иные действия по:

- исполнению налогоплательщиками требований законодательства о по­становке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;

- исполнению налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удер­жанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюд­жет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

- соблюдению налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством; */ соблюдению банками обязанностей, предусмотренных налоговым за­конодательством;

- правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществ­лении денежных расчетов с населением;

- предупреждению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах;

- выявлению нарушителей налогового законодательства и привлечению их к ответственности59.

Под методами налогового контроля понимают приемы, способы или средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении.

Выделяют документальный и фактический налоговый виды контроля, методы которых могут существенно различаться:

• документальный контроль реализуется в первую очередь посредством и в процессе камеральных (то есть проводимых по предоставленным субъектом контроля бухгалтерским и иным юридически и фискально значи­мым документам, без выезда на место) проверок; его основные мето­ды:

- формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

- юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в до­кументах;

- встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая опе­рация находит отражение в аналогичных документах организации-кон­трагента и в других документах и учетных записях;

- экономический анализ60;

• фактический контроль связан с проведением выездных налоговых про­верок.

Основной формой (способом) налогового контроля являются налого­вые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить своевре­менность, полноту и правильность исчисления фискально обязанным лицом своих обязанностей.

Остальные формы используются в качестве вспомогательных для выяв­ления налоговых правонарушений или применяются для сбора доказа­тельств по выводам, которые содержатся в акте проверки61 (истребова­ние документов, получение пояснений налогоплательщика и показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлече­ние специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц с их доходами, экспертиза, учет налогоплательщиков).

Государственный контроль (надзор) за осуществлением хозяйствующими субъектами производственной деятельности (стандартизация, сертификация, метрологический контроль, государственный санитарно - эпидемиологический надзор и др.).


9571905462166085.html
9571955880906684.html

9571905462166085.html
9571955880906684.html
    PR.RU™